Те, кто следит за творчеством участников чебоксарского коллектива Огни, Барда и Рипа, знают, что муза к ним невероятно благосклонна. Бард, например, выдал уже третий сольный релиз, но дело тут не в количестве, а в том, что качество при таком объеме работы не снижается. Его творчество все время меняется, оно динамично, как неспокойное море. Впрочем, одна тенденция неизменна: с каждым микстейпом рэп Барда становится все мрачнее.
Начав в 2007 году с "Абстракции рифмы", Бард и Рип создали невероятно мастерский дисс длиной в 20 треков на любую неурядицу: от промокших кроссовок до таящих льдов в Антарктиде. Они легко обращаются с рифмами и каждый свой трек приправляют жесткостью, которая так привлекательна своей нарочитой вне-хит-парадностью. Но тексты их, по-видимому, были обоюдоострыми: нападая, эти агрессоры стали еще восприимчивей не только к своим проблемам, но и к деградации общества вообще.
Творческий запал Барда вылился в микстейп "Книга ненормального", в котором аж две части, пусть некоторые из треков и не превышают по длительности полутора минут. Чтобы явственно почувствовать разницу между прежним и нынешним Бардом, достаточно послушать сначала, к примеру, "Есть ли повод" с релиза "100ки рая", а потом "Око ужаса" из его "Книги". Его рифмы стали абстрактней, не каждую метафору раскусишь, как орех. Исполнение стало больше похоже на попытку не срываться на крик, а техника теперь более отточенная, что необходимо при обилии созвучий типа "лики-улики-пики", закованных в перебежки.
Песни о толкучке в троллейбусе кажутся детским лепетом на фоне неистовства Барда в "Сознании", где он всевозможными способами пытается достучаться до "миллионов ослепших пешек", противопоставляя людей и систему. Однако при всей избитости этой темы треки его неповторимы и нетривиальны.
Когда слушаешь "Сознание", возникает сомнение, уж не поставил ли ты случайно "Безумие". Если после первой части кто-то задастся вопросом "Куда уж мрачней?", то не ошибется: вторая часть принципиально отличается от первой. Тут, дойдя до точки и делая крюк, Бард возвращается к своей ранней конкретике образов, пусть и немного иной, которая теперь точно напоминает сюжеты из книг. Кстати, опыт стилизации альбома под книгу мы можем помнить, например, по сборнику "Лирик" от Kitchen Records, но если там и релиз, и оформление напоминали томик со стихами, то "Книга ненормального" претендует на схожесть с двухтомным романом.
Джим, Джа, Гарри, эти герои возникают как-то спонтанно, "Безумие" отчасти напоминает повествование. Обыденные вещи в контексте творчества Барда действительно имеют легкий налет безумия, в котором "Горк и Морк", например, похожи на новую алкогольную интерпретацию "Германа и Патрика".
При всей мрачности «Книги» в работе впервые отчетливо появляется любовная лирика, которая по сути своей тоже мрачна.
Колюще-режущие рифмы, бессменные духи печали, бескомпромиссный посыл: всё это свежо и примечательно в исполнении Барда. "Книга ненормального" - прекрасный образец того, как МС отходит от обыденного видения остро-социальной лирики и вносит что-то своё. Бард настолько сложен и многогранен, что предугадать его следующий шаг практически невозможно. Единственная наводка для нас – это то, что из его плеера, похоже, до старости не выведется Wu-Tang.
Треклист:
Часть I. СоЗНАнИе
1. ПроЛоГ
2. ГАвиаЛ с ГаНга
3. СвоБодНые ЛюдИ (скит)
4. Око УЖаса
5. ТемнЫЙ ПрЕдМет (скит)
6. СтЕРПят нАС (при уч. UZ)
7. ИмпериЯ
8. ПрО ВаСЬ
9.Образ и подобие (скит)
10. В треХ шАгах
11. ЗАмки из ПЕпЛа
12. Царство банального (скит)
13. РаГнаРок
14. КрипТонИТ
15.Человек (скит)
16. ВОйны, долгИ, голосА
Часть II. БезУМие
1. УлИца
2. РеШаТь ЕМУ (скит)
3. ЗАряДка
4. Вы сказали (скит)
5. ПрО ГАрри
6. ТаКие Как Вы (скит)
7. ГоРк И Морк
8. Не бывает (скит)
9. СуммаШествие
10. ГлАЗ уХО Рот
11. Жадных нАКажит Джа
12. Пока ПАшут уШИ
13. ПисЬмО
14. МИстер ДжиМ 4(при уч.Shun-hi)
15. ДеЛаЛИ ДеТи
16. ЭпиЛоГ