Если расставить отечественные хип-хоп альбомы 2010 на полках какого-нибудь европейского record store, хорошо если десяток из них кто-то вообще решится потрогать руками (не говоря уже о приобрести).
Средний уровень оформления здешних релизов не то что огорчает — скорее веселит и подзадоривает. Чтобы разобраться "что мы делаем не так", Rap.Ru выбрал два десятка отечественных рэп-альбомов 2010-го в спектре от "полный трэш" до "действительно хорошо" и показал экспертам, среди которых оказались дизайнер, коллекционер и хип-хоп диджей.
Действующие лица:
Валерий Постернак — меломан, музыкальный журналист, коллекционер винила, первый главный редактор русского Billboard; человек, который видел MF Doom без маски.
DJ Tactics — участник группировки Flammable Beats, концертный диджей группы Centr, продюсер и диджей.
Денис Барковский (monstapix) — еще в конце 90-х оформлял электронные релизы, ди-джей миксы и передовой журнал Птюч. Делал обложки для Respect Production и для добрых друзей из группы Кровосток, разрабатывал фирменный стиль фестиваля Rap.Ru Allstars 2010. Редкое сочетание: востребованный дизайнер (издания Wallpaper, "Штаб-квартира"), который искренне любит хип-хоп — в числе предпочтений, например, Mobb Deep.
Варчун — XXXIII
Третий альбом Варчуна к собственному 33-летию с кириллическим Варчуном-Эсквайром.
Постернак: Знаешь, в "Большом Лебовски" есть сцена, где Лебовски приходит к миллионеру-Лебовски и у него висят разные фотографии на стене: тут Лебовски с этим миллионером, тут с этим, а здесь просто зеркало и надпись "Time. Человек года". Здесь похожая попытка польстить собственному самолюбию.
monstapix: Хорошая ирония насчет популярного журнала. Исполнение — видно, что постарались, и жанр тоже считывается на раз.
N'Pans – Свой среди чужих, чужой среди своих 2
"Рэп должен быть для всех источником света, лично я не хочу рисковать репутацией поэта", — сообщает Панс на новом альбоме.
Постернак: (смеется). N’Pans, извини дорогой, но так нельзя. Какой Кремль, какие купола, блин? Какой шрифт? Черный Бог и сзади купола Василия Блаженного? Это очень смешно.
Tactics: Для арэнбишников сойдет.
monstapix: По крайней мере, здесь понятно, что это — хип-хоп. А вот в оформлении есть смешной косяк: один берег, который "свой" — это Покровский собор (Москва), второй, который "чужой" — Московский Кремль.
Зануда — Папиросы
Собравшихся интриговал вопрос, что происходит с левой рукой героя и надписью "Зануда".
Постернак: (смеется) Ааа! Это шик, тюремные рисунки. Шрифт — помесь нижегородского с французским. Птаха, Птаха. Там кто-то с бейсбольной битой бегает? Могилы?
Tactics: Жесточайшая обложка, но рэперская! Я знаю, что в развороте еще комикс, и в целом мне все нравится, да и Зануда вовсе не задрот-зануда, а скорее заводной апельсин.
monstapix: Типичный "вест-костовский" дизайн, авторская иллюстрация — всё в стиле. А вот "нравится - не нравится" — это уже дело вкуса. В таких примерах всегда хорошо одно — что это сделано не "нашару".
Децлъ – Здесь и сейчас
Обложка Децла, вероятно, анонсирует скорое приближение инопланетной силы, которая, наконец-то решит за нас все проблемы. Скорее бы.
Постернак: Децла еще не украли инопланетяне? Заметь, заметь у него, как у N'pans свечение и Кремль! Идеология Кирилла заключается в том, что на самом деле Землю контролируют злые инопланетяне и нужно всю нечисть уничтожить. Да-да, твердый Ъ! Извини, Децл, ты стал славянином? Богопоборником? Какого хрена "ять" ставить в своем имени? Он всю жизнь исповедовал растаманские, растафарианские индуистские учения, и вдруг неожиданно славянский мотив. Чувак, тут ты промахнулся.
Tactics: Обложка показывает, что инопланетяне прольют свет на все политические и религиозные структуры, либо же заберут их с собой супер-лучем. Интересная обложка, мне нравится.
monstapix: "День независимости" по-русски, сочетание — за гранью добра и зла.
Репак — Мрак
Стилистика пропагандистского плаката: гиперболизированный образ злодея с горбом, носом-крючком и в темном плаще.
Постернак: Ноль. Я могу еще рассказать о тени Носферату, знаменитом фильме начала ХХ века, когда за главным героем ходила, изгибаясь, такая же страшная тень. Потом в журнале "Крокодил" рисовали вот таких капиталистов, которые тянутся к счастливому социалистическому миру и коммунизму, и обязательно в карманах должна лежать атомная бомба. Это никак не цепляет в данном случае. Может сам альбом неплохой, но оформление говно полное.
Tactics: Все мрачно и депрессивно, можно попробовать послушать, только когда лучше такое слушать — до или после новостей на НТВ?
monstapix: Еще один пример кондового минимализма, граничащего с "гениальностью". Вот меня лично радуют такие примеры — не соскучишься.
ОН – Социальный Halloween
Влияние Slipknot на творчество автора мы заметили сразу. Сразу после того, как отвлеклись от тыковок.
Постернак: Эта тема столько раз уже высрана металлистами, корровцами, альтернативщиками, индастрил коллективами, сколько можно! Я понимаю, вы думаете, а давайте сделаем, ух ты классно, но надо подозревать, что есть люди, которые чуть больше живут и видели все это по 1000 раз.
Check – Шапито
ВДНХ — dangerous place
Постернак: Пусть простит меня Чек, я к нему очень хорошо отношусь. Это обложка детской пластинки "Приключения кузнечика Кузи" Юрия Антонова. Совершенно непонятно, зачем здесь растягивание цвета. Я слушал эту музыку, я не понимаю, почему вдруг эстетика советской детской пластинки? Зачем это здесь? Травяное трехцветие, мягко говоря, раздражает, сколько можно уже?
Tactics: Обложка никак не тянет на что-то апофеозное или на международный уровень. Концепт тоже странный: милиционеры-ослы не берут взятки, бьют палками волков и свиней, чтоб они не прошли в цирк, где на верхушке растафари-цвета. Не говоря уже о фитнес-леди из 90-х, спрятавшейся справа. Где такое место на ВДНХ?
Секта Вербального Каннибализма — Столовая
Постернак: Это плохо, это самодеятельность, детский сад. Что за ку-клукс-клан? Что за столовая, нахрен? Вот как раз такой самодеятельностью страдали наши рокеры, когда им в конце 80-х разрешили издавать собственные пластинки, половина обложек такой параши рисовалось.
Когда говорят, что русский рэп занимает нишу русского рока, то он во всем ее занимает.
Территория Хаоса (Рэйв) — Альфа и Омега
Хоррокор хип-хоп из Сочи от Рэйва и Бени
Постернак: Минимализм, свойственный электронной шумовой и экспериментальной музыке, но на взгляд неинтересно, потому что обламывает шрифт. У меня есть товарищ, который работает серьезно в этом направлении на Микротоне (Mikroton Recordings), он издает много западных серьезных мастеров электронной шумовой и экспериментально-импровизационной музыки (дяденьки лет по 60), но там придраться не к чему. Плюсую за неожиданный подход для данного стиля.
Tactics: Ставлю ноль, потому что парни все же забыли выслать макет обложки и отправили только размеры в высоту и ширину плюс название.
Богдан Титомир — Нежный и Грубый
Постернак: Замечательный кавер, если бы альбом вышел лет 7-8 назад, это было очень модно. Не удивлюсь, если это сделал кто-то из студии Артемия Лебедева. Дизайнерски — безупречно, но опоздало лет на 10.
Tactics: В целом, все выглядит приятно, но я бы вряд ли купил подобную пластинку. И неудобно смотреть треклист, когда диск уже в CD-Rom.
monstapix: Если это — обложка хип-хоп альбома, то киви — символ нежности.
Дэфолиант — Перемотка
Обложка по всем музыкально-оформительским правилам раскрывает несерьезный тон пластинки.
Постернак: Это плохо. Это могло бы быть хорошо для 1982 года и для американцев. И то, там немного по-другому делалось. Не очень приятное и примитивное совмещение стилей. Это эстетика начала 80-х годов и диско, и первых попсовых рэперов, и инди-групп типа Devo использовали нечто похожее в своих оформлениях.
Tactics: Сложно что-то сказать, потому как настроение обложка вообще не передает. Дизайн очень слабый, стилистика, конечно, понятная, но в целом выглядит, как будто ребята играют совершенно не хип-хоп и даже не диско. Да и потом, за такой брендинг Nike можно было и сильнее запарится!
А.Бабангида, Р.РЖБ — Дайте Мне
Саша Бабангида и Рома РЖБ задействуют философию футуристов, наследие обэриутов и эстетику алогистов.
Постернак: Не нравится. Во-первых, это идея эксплуатируется уже лет 40 в обложках. Это так называемый примитивизм, которого на последней выставке винила в Москве было много. Можно сказать, что я ничего не понимаю, но я много насмотрелся в свое время авангардистов, примитивистов и знаю, откуда это пришло.
monstapix: Была такая авангардная группа в 1980-х — АВИА, они тоже за основу брали эстетику времен Октябрьской революции, только исполнение обложек у них было на уровне. Реанимировать в дизайне наше графическое наследие — это благородная идея, но для этого надо очень стараться и любить это дело.
SickSarcasm — ПакуSSкам (mixtape)
Постернак: Заслуживает уважения проделанная работа, такой натюрморт надо было еще сделать и сфотографировать. Если отстраниться от заигрывания с SS, то так могла быть оформлена какая-нибудь панковская группа из 80-х, или инди-группа 90-х, или гранж-группа 90-х, или альтернатива нулевых.
Tactics: Надеюсь, на следующем альбоме будет мусорное ведро, но уже не с пиццей, а с попкорном и красным соусом для начос! Я лично всегда доедаю пиццу с краями.
monstapix: Это отличный пример и не только для студентов графического вуза — этим миксом можно смело награждать "дизайнеров" в номинации "сомнительные достижения в графическом дизайне".
The ЛП (Ленина Пакет) — Головокружение
Постернак: Мне не нравится, потому что это многозначительная мина при плохой игре. Это идеи тех же 80-90-х годов западной инди-музыки, экспериментаторов-шумовиков, которые активно использовали похожее оформление.
monstapix: Напоминает панк-роковые флаеры на концерт. При чем тут Пакет Ленина — мне непонятно. Но картинка подходит к экспериментальным делам вроде Odd Nosdam или cLOUDDEAD.
Ночные Грузчики — Критика Чистого Сердца
Негативистский рэп от поэтов Евгения Алехина и Михаила Енотова, помимо альбома Ночных Грузчиков в 2010 выпустивших и альбом проекта Макулатура. Мрачный хип-хоп за одним столом с Кафкой, Буковски и жизненным дерьмом.
Постернак: Очень похоже на обложку немецкой группы Faust, они использовали принцип рентгена человеческих тел. В 70-е это было революционно и интересно. Потом эта тема обыгрывалась бесконечное число раз в инди, экспериментике, роке, джазе. Сердце в голове — это, наверное, ново. Критика чистого сердца — я понимаю, что всем этим они хотят показать, что они безумно умные и знают, кто такие Фауст, Кафка и Ницше. Но им выдано слишком много авансов и они очень плохо читают, даже для андеграунда. Несмотря на это, с удовольствием поставлю обложке хорошую оценку.
Дабац — Вершки да корешки
Постернак: Было бы отлично, если бы не плашка внизу с названием альбома. Напишите это на корешке, чтобы я подошел к пластинке и сказал: "Ух ты, кто это?". Не ново, но цепляет.
monstapix: Типичная дабовая обложка, с корнями и Вавилоном на бэкграунде. Но чтобы понять, что это — хип-хоп, нужно еще соответствующий стикер наклеить.
Дмитрий Француз — Сказы не по заказу
Неожиданный original Russian fairytale style на обложке альбома Дмитрия Француза "Сказы не по заказу", диск содержит 12 сказов и 12 присказок.
Постернак: Похоже на оформление классических сказочных и полусказочных или арабско-восточных пластинок "Мелодии". Восточная сюита или "Жар-птица" Стравинского могла быть на "Мелодии" оформлена таким образом, все это опять таки было стырено советскими художниками у Алекса Стейнвейса (Alex Steinweiss), который придумал в 30-е обложку для компании RCA: начал рисовать минималистичные конструктивистские рисунки. Это была революция в оформлении, ведь до этого были обезличенные обложки. Если это действительно делал человек с ориентацией на то, о чем я рассказал, если он переосмыслил всю эту историю и сделал такой парафраз на свой альбом, то это очень круто, снимаю шляпу. Если случайно — это фантастика.
Каста (Хамиль и Змей) — ХЗ
Один из популярных релизов 2010 выглядит как презентация Hexbug последнего поколения. "Hexbug Nano 9. Приключения в Марокко".
Постернак: Каста — горячо любимая группа, но обложка говно. Почему? Слишком много всего: огромная Каста, огромный логотип ХЗ, бегущие огромные фигуры Хамиля и Змея, сзади, понятное дело, остальные, какие-то фейерверки, искры… Я не против насыщенных обложек по смыслу, но тут все скомкано и идея не считывается. Они взорвали что-то и бегут куда-то? Что вообще произошло? При этом, обложка никого не копирует, это свое. Лучшее в музыке в 2010, но обложка подкачала, обидно.
Tactics: Качественная обложка, сказочное оформление. Хамиль и Змей бегут хз откуда и хз куда, и, в целом, все хз, но видно что там должно быть что-то классное.
monstapix: Честно говоря, хуй знает, куда отнести этот жанр оформления — все очень "кучеряво" выглядит, а в целом — смотреть на это невозможно.
25/17 — Зебра
Пластинка с грамотным оформлением и грамотными элементами: рукописным шрифтом, гармонией цвета, линий и пространства.
Постернак: Мне нравится, все правильно и хорошо написано и скомпоновано. Я за некий минимализм, потому что сейчас обложка перестала продавать. Раньше, когда интернета не было, обложка была главным инструментом продажи дисков. Сейчас кавер не является источником информации, после которого хочется протянуть руку, взять посмотреть и купить. Обложка сейчас — эстетическое дополнение к образу музыки, образу группы и той информации, которая существует вокруг этого альбома в интернете.
monstapix: Это оформление мне больше напоминает буклеты в бутиках, которые делают к новым коллекциям джинсовые бренды. А вот определить по обложке жанр, не зная артиста — затрудняюсь.
Карандаш — Живи быстро умри молодым
Постернак: Я хорошо к этому человеку отношусь, но все жду, когда он все-таки повзрослеет. На мой взгляд, "живи быстро, умри молодым" по-русски смешно звучит. Панковские лозунги и все, что они выдумывали тогда — уже дурной тон. Написал бы еще большую банальность.
True Star — Визави
Постернак: Визави — дурацкое название для альбома, затасканное поп-музыкой. Кавер напоминает обложки рок-групп начала 70-х: рисованные урбанистические пейзажи с членами групп The Marshall Tucker Band, Steely Dan, Tom Waits и др. У меня ностальгия по тем обложкам, поэтому нравится эта. Не нравится, что валит дым из будки, и мы понимаем, что это не горит бумажка и не зажжен спартаковский фаер. Надо обязательно заявить: "Мы курим!"? Да курите на здоровье, вы что считаете, вы одни в этом мире курите?
Tactics: Романтично и поймано настроение. Приятно, что на улице русские машины, да и в целом все приятно. Сразу же захочется послушать.
MC Модный — Rap'N'Roll
Изображение позаимствовали у неизвестного художника, а шрифт — у Iron Maiden.
Постернак: Это очень плохо. Если бы был 1986 год, я бы порадовался, что кто-то сделал обложку в самой модной тогда стилистике. Сейчас это выглядит как трэш.
monstapix: По этой хорошо отрисованной иллюстрации можно представить, что это обложка трэш-хоп-металлической группы, которые глумятся над отцами хэви-металла с помощью образа Канье Уэста — настоящего правнука хип-хопа.
Good Hash Production — Куплеты с золотой печатью
Настойчивое заигрывание этой группировки с native шрифтами озадачивает не меньше, чем оккультная фантастика, славянское руническое письмо и пластиковый батл.
Постернак: Вот это Аквариум, например. Я понимаю детский экстремизм, когда хочется заявить о том, что они курят гашиш и с детской наивностью помещают все это на обложки. Получается, поместить чувака, который дует из пластиковой бутылки, это все что ты хотел сказать этим? Тогда это неинтересно, это было сказано еще в 1968 году калифорнийскими наркоманами, которые об этом рассказали более тонко и правильно. Сама эстетика исполнения мне категорически не нравится, зачем этот шрифт? Это что корневой хип-хоп в славянских традициях? Тогда это вообще бред. Это все равно, что сказать русский народный блюз. Народный славянский хип-хоп. Вот блять!
Tactics: Я бы добавил еще наклейку: "Внимание! Обложка сделана из конопли и после прослушивания ее можно скурить".
monstapix: Психоделическая иллюстрация с подтекстом в обрамлении символов древних культур мне напоминает ковёр, который мог бы висеть на стене штаб-квартиры активистов за легализацию ганджубаса. Визуально я бы это отнёс к дабу, но никогда бы не подумал, что это рэп.
Ассаи — Лифт
Трогательная акварель вполне передает настроение пластинки: и тут же холодные ладони и дым, неловкость, ты без меня, и мы не смогли.
Пастернак: Многие говорят, что это хорошая обложка, но мне откровенно не нравится. Посыл этой обложки достаточно банален, смешон и наивен. Голова, заканчивающаяся в форме ванны, в которой лежит чувак, наверное, он лежит сам в себе, сам себе размышляет о жизни. Мягко говоря, детский сад, хотя чувствуется техника. Сама идея убивает обложку, тем более Ассаи несколько больше и глубже в своей музыке, чем вот такие рисуночки.
monstapix: Авторская иллюстрация — это всегда хорошо, если она еще и содержит некоторый месседж. Опять же, полное непопадание в жанр по стилю, при достаточно традиционном контенте — это частое явление для нас. Я бы отнёс этот cover к альтернативному року, вроде Radiohead.
Панда — Кругозор
Советская эстетика и прорисованная индустриализация самодостаточны, как и творчество автора. Геометрию и цвета смело можем назвать модными.
Постернак: В советское время были модными вырезанные по дереву картинки — индустриальные пейзажи типа "Москва-73". Мне нравится эта обложка, я понимаю задумку и посыл. Достаточно оригинальная задумка на фоне других рэперов. Использована эстетика 60-70-х годов, метод соцартовского примитивизма, официально разрешенного, не того соцарта, который представлял Меламид в Нью-Йорке, где издевались над социалистической реальностью. Так мог быть оформлен журнал "Кругозор", если бы был посвящен индустриальной песне строителей социализма.
monstapix: Хорошо отрисованная авторская иллюстрация, сделанная в советской эстетике, "ручная работа". Такие примеры радуют глаз и являются хорошим напоминанием для тех, кто не особо парится над оформлением альбома.
Бумбокс — Все включено
Моряк Джерри по-отечески ухмыльнулся бы, и довольный, поправил заляпанные очки и закурил трубку.
Постернак: Я не любитель таких обложек, это помесь лубочного американского стиля и татуировочных комиксовых зарисовок. Очень модный в Америке в 80-х и 90-х стиль, используемый на афишах для гранжеввых и панк групп. Я не знаю, это случайно так вышло или Бумбокс вдруг решили ассоциировать себя с той музыкой, которая в 1986 или 1991 году была представлена в клубе CBGB или где-нибудь в Сиэтле на полупанковских тусах.
Tactics: У Бумбоксов все в поряде со стилем и все включено. Разврат, оружие, бабки, карты, безконтрольная муха, лоурайдеры, птички и алкоголь. Я бы купил ради интереса.
monstapix: Иллюстрация пестрит символами гоп-эстетики и бандитского шансона, и в целом это — такой современный лубок. Хорошая авторская иллюстрация. Но удивительно, что содержание — ну никак не соответствует оформлению.
Песочные Люди — Горючая смесь (альбом ремиксов)
5nak, которого мы не побоимся причислить к числу лучших молодых дизайнеров и художников, стал автором работы, ставшей обложкой года по мнению Rap.ru.
Постернак: Стилистика граффити, перенесенная на бумагу. Единственное, что вызывает непонимание — типовой шрифт внизу. Остальное все здорово. Хотя опять-таки, это Korn, эстетика кор-металла, рэп-металла, альтернатива конца 90-х — начала 2000-х. Великолепно исполнено, но вторично, в отличие от "Кругозора", которого не было на Западе.
Tactics: Мне все нравится на этом кавере — и значок flammable, и то, что у них в руках горючая смесь. По-рэперски.