Очень полезнаю информация для людей,котрые хотят,чтобы их речь и читка было наиболее четкой.

ДИКЦИЯ (от лат . dictio - произнесение), произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актера, певца, диктора, лектора, учителя и конечно же МС.

Дикция
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).
В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура
Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).

Орфоэпия
Это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильную речь.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.
Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть.Все вместе они образуют артикуляционный аппарат.Его работу называют артикуляцией.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

Правила орфоэпии

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться, произносится как цця.
Пример:раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.
7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
8) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример: пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
9) Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
10) В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.
Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.
11) Глагольные окончания ат, ят, ся при пении не изменяются.
12) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
13) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов.
Пример: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
Неправильные акценты: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
14) От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Недостаток дикции
Так называемая “широкая” дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции,снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

Логика речи
Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Профессор Г.М.П.И. им.Гнесиных Н.К.Мешко определяет интонацию как “смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни.”
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “ Пойте мысль!” Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.

Интонирование согласных

Все согласные разрабатываются в движении в себя и из себя также как и гласные.В русском языке согласные делятся на:

- звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г.
- глухие - п, ф, т, с, ц, ш, к, х.
-сонорные - р, л, м, н, (з).
При пении, в виду того, что основной удар в произношении согласной приходится на какую-то часть артикуляционного аппарата, согласные условно подразделяются на:
- губные- б, п, м, в, ф.
- языковые- д, т, л, н, р.
- нёбные- к, г, х, (й).
- шипящие- с, з, ш, щ, ч, ж, ц.
- поющие- м, л, н, р, й.

Подготовка вокального и речевого аппарата.
Для разогрева аппарата есть несколько физических упражнений:

1. Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки.
Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. (Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем еще несколько раз.
2. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних эубов. Язык должен плотно прилегать к зубам
(Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону).
3. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах ,.Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ провибрируйте гаммочку вверх и вниз .(гамма-поступенное движение вверх и обратно).
4. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями имитирующими утюг гладящий белье. Через несколько минут вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Рекомендации ораторам во время работы.
1. Во время чтения лекции глаза должны быть мягкими, улыбчивыми.
Брови чуть приподняты, ноздри слегка вздернуты, а мышцы щек сокращены в улыбке.
Достаточно улыбнуться глазами или просто подумать об улыбке, мышцы щек автоматически сократятся.
Лицо станет одухотворенным и очень обаятельным.

2. Старайтесь говорить высоко и спокойно, это не даст связкам устать, а слушатель будет вынужден сосредоточиться на приятном тембре вашего голоса.

3. Говорить спокойно, не значит говорить без красок (монотонно).
Главное как для оратора ,так и для вокалиста уметь правильно распределить дыхание и силу голоса.

В каждом вашем предложении есть вершина (смысловая точка), вот к ней энергетически по нарастающей идет усиление вашего голоса, затем естественен мягкий спад к концу предложения, Пользуйтесь голосовыми красками, эмоционально подпитывая организм, а для этого поговорим о дыхании, артикуляции и дикции

Артикуляция очень важна. Активная подача .Чем больше вы помогаете себе, артикулируя (утрируя согласные и открывая максимально рот на гласные), тем меньше давление у вас идет на связки и значит голос будет менее уставший.

Поговорим о дыхании.
Дыхание- не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным.
Дыхание должно быть ровным!
Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое как- будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.
Не старайтесь говорить очень длинную или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.

Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей,лекторов,
педагогов, не имеющих представления о манере и культуре сценического поведения.

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

1. Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену еще дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

2. Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется "сцена".

3. Оденьтесь, сделайте оследние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

4. Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно,с достоинством с высоко поднятой головой.

5. Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.
Не начинайте

УПРАЖНЕНИЕ НА ДИКЦИЮ

Многие из готовящихся к интервью говорят зажатым, стиснутым голосом. Вот какое решение придумали мои рязанские коллеги, готовящие людей к выходу в прямой эфир. Говорят, помогает очень. Я им верю..

ПВ

Разработаны Сергеем МАШКЕВИЧЕМ,
редактором новостей ТРК “ЭХО” (г. Рязань)
для дикторов означенной телерадиокомпании.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И ДИКЦИЮ
(РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА)

Рекомендуется делать в свободное время, а также непосредственно перед выходом в эфир в течение хотя бы 5-7 минут. Поверьте, очень полезно!

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

А – О – У – Э – Ы – И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ -НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

Скороговорки:

* У быка бела губа была тупа; Обычай бычий, ум телячий;
* Купи кипу пик;
* От топота копыт пыль по полю летит;
* Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
* Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
* На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
* Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
* Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
* Король-орел, орел-король;
* Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
* Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
* Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе;
* Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Гекзаметры:

1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев,изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

Гомер

2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Л.Пушкин

3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -

Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;

Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.