Опытные поклонники рэпа прекрасно знают историю возникновения и развития хип-хоп культуры, частью которой является рэп. В нем изначально делался упор на текст. Это сейчас, когда рэп стал наиболее коммерчески успешным видом музыкальной индустрии, смысловой посыл отошел на задний план. А тогда в суть текста закладывали свои убеждения и надежды, дорожили смыслом.
Если смотреть широко, то современный хип-хоп стал частью глобализации. Локализуясь в разных местах земли, рэп впитывает местную самобытность. Подобное брожение часто вызывает разговоры и недовольство у любителей аутентичности стиля. В некой мере это оправдано, но не всегда: ведь из чужой культуры надо брать либо самое лучшее, либо ничего. У нас же все наоборот: берем самое простое и примитивное, и подаем под видом вкусно заправленных макарон. Народ, как говорится, все равно “схавает”.
Попробую максимально обозначить ход своих мыслей в отношении того, что происходит с рэпом на просторах СНГ. По большому счету у нас это не совсем полноценный музыкальный стиль. Нет сформировавшегося мейнстрима, а андеграундом называют себя все кому не лень. Такое ощущение, что русский рэп находится в неком вакуумном пространстве, в которое иногда попадает свежий воздух. Выглядит это приблизительно так: старики зависли в 90-х, а молодежь подражает модным веяньям Запада. Даже рассуждения о значимости смысла в рэпе выглядят, как поиск иголки в стогу сена: потому что сам рэп мало значим. Если оценивать отечественный хип-хоп, опираясь на идеалы американского аналога, то общая картина происходящего выглядит как слепое подражание заокеанским образцам, с малейшей долей смысла в творчестве как таковом. Несмотря на это, движение есть: выпускаются альбомы, устраиваются концерты, качаются треки, ну и, конечно же, ведется активное обсуждение всего этого на просторах интернета. Вывод: интерес к этой культуре есть. И раз не получается делать настолько же качественно, как в Америке, то стоит пойти другим путем: правильно адаптировать эту музыку для наших условий.
Кроме серьезного рэпа, которому у нас есть чем дышать, должен быть, конечно, и развлекательный. Так откуда взялось мнение, что его у нас не любят? Скорее всего, потому что тот рэп, который позиционируется как развлекательный, никоим образом не развлекает. Первый момент: кроме манящей яркой обертки он не несет в себе ничего. Возьмем всех волнующего D.Masta. Несмотря на его крутой флоу и все скиллзы, парень не получит места в истории, потому что он поверхностен и ведет себя нечестно по отношению к публике. Он читает о том, чего на самом деле у него нет: толпах голых “телок”, шикарных авто, горах “бабоса” и пистолетах. Призывает делать то, на что у большинства его слушателей не хватит маминой зарплаты. Второй момент: развлекательный рэп может быть не клубным. К примеру, группа Krec хорошо играет фоном (несмотря на тексты). Вот сидите вы компанией, а фоном играет рэп и вас, извините, ”качает”. Чем не отдых? В свое время веселила нас группа Мальчишник. Вроде и не умно совсем, но согласитесь, истории о сексуальных похождениях, в стране, где секса не было, звучали довольно забавно и развлекательно.
Если мы посмотрим на историю русского рэпа, то увидим, что в ней получили место те люди, творчество которых было акцентировано на текст / смысловой посыл: Bad Balance, DOB Community, Многоточие, Каста, ЮГ (которого сейчас так не хватает), Krec. Наверняка были и другие, но это самые яркие группы. Да и деятельность нынешних популярных персонажей: Бледного, Гуфа, Карандаша, Noize MC - наглядно демонстрирует, какой рэп сейчас доминирует в нашем отечестве.
Резюмируя, скажу, что рэп - это отражение реальности. Он должен быть разным. Не важно, мейнстрим это или “подземка”, гоп-рэп или классика: главное, чтобы он был настоящим и приносил пользу.