Чем интересны микстейпы?
К микстейпам в России принято относиться, как минимум, со скепсисом, а чаще всего и вовсе с презрением - дескать, диджеи только портят музыку и вообще. Все это, конечно, от отсутствия четкого понимания, что такое микстейп, какими они бывают и с чем их едят. Ну и в нашем отечественном хип-хопе в интернет было выложено слишком много всего со словом "микстейп" в названии. И слишком мало из этого заслуживало хоть какого-то внимания. Все это тоже, в общем-то, от недостатка образования.
Я сейчас не буду с умным видом рассказывать историю микстейпов, рассуждать об их роли в зарубежном хип-хопе и стараться хоть как-то делить их на категории и подвиды. Поступлю проще: объясню, почему, на мой взгляд, микстейпы заслуживают куда большего внимания, чем получают в нашей стране - с акцентом на те проекты, которые я же недавно выкладывал на PRORAP.RU.
Для начала рассмотрим самый простой вариант. Известно, что американские исполнители записывают для своих официальных релизов значительно большее количество треков, чем попадает в финальный вариант треклиста. Остальное разбирается на микстейпы - причем зачастую это не плохие треки, которые "недотягивают" до уровня альбома, а просто те композиции, которые по каким-то причинам нельзя или проблематично поставить на альбом: либо из-за проблем с сэмплами, либо из-за позиции лейбла. В этом отношении при создании микстейпа исполнитель подчас чувствует себя значительно свободнее, чем при подготовке официального релиза: например, Nas, у которого все-таки не получилось назвать свой последний альбом "Nigger", спокойно выпустил микстейп с DJ Green Lantern "The Nigger Tape".
Тем более, микстейпы не только служат промо к предстоящим альбомам, но и позволяют сделать некоторые выводы о содержании будущих релизов. Так, что вы последнее слышали от Twista? Тем временем, в июне у него выходит альбом, и микстейп "Calm Before The Storm" - идеальный способ посмотреть, в какой сейчас исполнитель форме, что от него можно ожидать на альбоме и т.д.
Зачастую микстейпы - отличный способ познакомиться с новым для себя артистом. Например, не все из вас слышали Asher Roth, а, между тем, он считается самым талантливым молодым рэппером США. Его дебютный альбом "Asleep In The Bread Aisle" выйдет только 21 апреля, и пока можно, конечно, удовлетвориться двумя официальными синглами или поискать в интернете еще какие-то отдельные его треки, но гораздо проще, по-моему, скачать микстейп "Asher Roth's Day Off" - и получить более цельное представление о творчестве этого парня.
Или вот Skyzoo: вы наверняка встречали это имя на релизах Statik Selektah или, например, на последнем альбоме EPMD, но если послушать "The Power Of Words" станет явно понятнее, почему этим летом нельзя пропустить его альбом. Тем более, у него последний микстейп - целиком на оригинальный продакшн и по сути явно может считаться street-альбомом.
А еще микстейпы подчас удобны с предельно практической точки зрения. Я, например, очень люблю группу Slaugherhouse и стараюсь не пропускать ни одного их нового трека, однако в результате их песни оказываются разбросанными по разным папкам на компьютере: а вот на "Slaughterhouse Mixtape" они собраны все вместе, да к тому же разбавлены сольными треками квартета - я их, наверное, все и так тоже слышал, но навскидку не скажу, где они у меня лежат.
Ну а некоторые микстейпы и вовсе собраны из такого уникального материала, что другой возможности его услышать может и не появиться. Лично я слышал, конечно же, альбом "Infinite" (первый альбом Eminem, так официально, кажется, никогда и не вышедший) и еще несколько его фристайлов середины 90х, однако, по большому счету, не очень понимаю, что же в нем разглядел Dr. Dre, когда решил подписать его к себе на Aftermath. Совершенно уникальный микстейп Eminem "The E-Tox" дает возможность понять, чем занимался Em между "Infinite" и "The Slim Shady LP" - и за что, собственно, он стал считаться таким перспективным. Интересно? Еще бы. Даже если не думать о "Relapse"...
Есть, поверьте, и другие примеры, когда микстейпы мало в чем уступают альбомам. Хотя сравнение, конечно, не очень корректное: микстейпы нельзя сравнивать с официальными релизами, они не менее и не более интересны - они интересны по-другому.
И в любом случае не стоит относиться к микстейпам с пренебрежением. Это та же самая музыка, это тоже результат работы определенных людей. Возможно, этот формат не очень привычен для вас - но от этого он ни коим образом не становится хуже, ведь правда?
Ну и напоследок. Каждый день в Америке появляются чуть ли не сотни микстейпов. Крайне малая их часть попадает на PRORAP.RU, и если вы видите на страницах нашего сайта какой-то иностранный микстейп, значит, он попал сюда неспроста.