Каким образом микстейпы заполоняют улицы? Ведь их не продают в мегасторах Wal-Mart или Virgin. Об этой части микстейп-игры ее участники говорят неохотно. Но с глазу на глаз они могут рассказать немало занятного.

Микстейпы как крэк: нелегальны, но есть повсюду

Каким образом микстейпы заполоняют улицы? Ведь их не продают в мегасторах Wal-Mart или Virgin. Об этой части микстейп-игры ее участники говорят неохотно. Но с глазу на глаз они могут рассказать немало занятного.

"Как распространяются микстейпы? Не знаю, чувак, дистрибьюция микстейпов – это же нелегально", говорит DJ Clue, первый, кто начал размещать на своих микстейпах треки звезд первой величины.  "Я не занимаюсь их распространием. Я только делаю их, ну и рассылаю десяток-другой экземпляров своим друзьям. Спортсменам NBA и NFL – они большие поклонники хип-хопа, потом в несколько небольших магазинчиков, торгующих одеждой, музыкой, таким вот стаффом. А что с ними происходит дальше…" 

Другие ди-джеи, например Kay Slay и Whoo Kid, признаются, что активно работают над тем, чтобы их работу услышали улицы. Но они клянутся что не получают от этого никакой прибыли.

"Тут нет никаких денег", говорит Kay Slay, которого называют королем микстейпов. "Деньги получают другие люди. Для нас это только промоушн".

"Одна вещь, которую я понял за то время, что нахожусь в игре – бутлегеры (пираты) просто звери", говорит DJ Big Mike. "Я получаю звонки отовсюду – с Антигуа и Ирландии, из Канады и Мексики. Безумие – как CD могут так быстро распространяться? Они разлетаются быстрее, чем крэк.

"Мои миксы лежат примерно в 400 магазинчиков", признается Whoo Kid, который рассылает бесплатные копии своих CD по всему миру. "Я отдаю их главному, самому крупному бутлегеру-оптовику, который делает свою работу, чтобы микстейп мог взорвать улицы. У него есть что-то около 300 распространителей помельче. У каждого из них своя аппаратура для изготовления CD. Моя задача здесь – что бы мой микстейп попал на улицы. А деньги я заработаю на рекламодателях. Это кажется сумасшедшим, но компании начинают понимать, что люди покупают их активнее, чем обычные альбомы".

"Никто не сможет разбогатеть на микстейпах, потому что это нелегальный бизнес", продолжает Whoo Kid, который часто называет свои миксы именами видеоигр (например "Grand Theft Auto" and "Max Payne") чтобы получить рекламные доллары. "Это просто инструмент промоушна. Микстейпы открывают для меня множество дверей. У меня появилась своя маркетинговая компания, которая занимается продвижением сайтов, производством DVD".

Объективной информации тут не найти, но по слухам DJ продает свой микстейп магазину за 3-6 долларов, а магазин ставит его по десятке. Некторые ди-джеи продают их сразу оптовикам, которые распихивают весь тираж по своим точкам. Бутлеггеры-оптовики могут и купить микстейп в магазине, а потом продавать копии самостоятельно.

Микстейп-мейкеры не останавливаются на достигнутом и двигаются вперед. Cutmaster C и Whoo Kid уже производят микстейп-DVD, которые содержат не только музыку, но и концертные выступления, андеграунд-видео, бэкстейдж-съемки и интервью. Появляются и журналы о микстейпах, например DJ Boom. Сами миксы обрастают различными вкладышами-буклетами и прочей сопутствующей продукцией. 

Независимо от того, как изменяются микстейпы, пока они удовлетворяют спрос поклонников хип-хопа на что-то новое, их влияние на индустрию рэпа будет ощутимым. По крайней мере, до того момента, пока сами лейблы не включатся в игру более активно.

Такие опасения уже есть. Звучат голоса, предупреждающие ди-джеев не увлекаться флиртом с крупными компаниями, иначе чистота микстейп-игры окажется под угрозой.

Классика жанра

Очевидно, поклонники хип-хопа расхватывают микстейпы, потому что хотят слышать самые горячие компиляции. Кто-то любит фристайлы, кому-то нужны фрагменты самых новых, еще не изданных треков кумира. Но есть еще один фактор, который нельзя не принимать во внимание – неизвестно заранее, какое место в истории займут эти треки. Исчезнут за ненадобностью – или же наоборот превратятся в кладезь сэмплов, как это случилось с миксом Kid Capri "82 Break Beats", останутся в памяти как пособие по мастерству эмси – как это было с фристайл-баттлом между Kool Moe Dee и Chief Rocker Busy Bee в клубе Harlem World.

Перед вами несколько микстейпов, обозначивших тенденции, установивших пути развития и достойных занесения в летопись хип-хоп движения.

DJ: Tony Touch
Микстейп: Power Cypha (1996, 1997, 1999)
Описание: Эти микстейпы были исключительно для ценителей жестких смертоносных текстов. Каждый "Power Cypha" содержал 50 фристайлов от 50 разных МС. Путеводитель по истории хип-хопа. Андеграундные персонажи рука об руку с нынешними иконами хип-хопа: Jeru the Damaja, Fat Joe, Onyx, Das EFX, Redman, Hurricane G, Busta Rhymes, Shyheim the Rugged Child и даже Eminem.

DJ: Clue
Микстейп: The Professional и The Professional 2 (1998, 2000)
Описание: Если ди-джеи могут продавать по тысяче микстейпов каждый месяц, то с функционируещей за их спиной промо-машиной крупного лейбла они способны на гораздо большее. Несмотря на то, что первый микстейп, получивший золотой диск сделал не он (а это был Funkmaster Flex с релизом "The Mix Tape: Vol. 1 60 Minutes of Funk"), DJ Clue  пошел гораздо дальше. При поддержке Roc-A-Fella он продал более двух миллионов официальных микстейпов без каких бы то ни было клипов.

DJ: Sway, Tech & DJ Revolution
Микстейп: This or That (1999)
Описание: Прежде чем Sway стал корреспондентом MTV News, он представлял миру самых перспективных МС. Sway и его партнер King Tech диджействовали вместе на радио Калифорнии, завоевывая себе имя на легендарном "Wake Up Show", собирали фристайлы рэпперов с обоих побережий для своего микстейпа. Одним из артистов, присутствовавших на "This or That" был не имеющий на тот момент контракта неизвестный рэппер по имени Eminem. Sway и Tech сумели убедить Interscope издать этот микстейп, а в последствие президент компании Джимми Айовин решил, что работа с этим артистом может быть плодотворной. Остальное вы знаете.

DJ: Kay Slay
Микстейп: серия Streetsweepers (2001)
Описание: C 1999 года на микстейпах "Streetsweepers" Кей Слэя можно было впервые услышать самые жаркие дисы. В 2001 году Кей вывел это на более высокий уровень, включив на микс трек "The Takeover" с живого выступления на Summer Jam. Хотя о концерте и так говорил весь Нью-Йорк, именно Kay Slay позволил всей стране услышать то, что превратило столицу рэпа во встревоженный улей.   

DJ: Whoo Kid
Микстейп: Max Payne 2 (2002)
Описание: К тому времени как Whoo Kid издал этот CD в 2002, о 50 Cent уже говорил весь андеграунд. Но этот микстейп положил начало настоящей Фивти-мании. Трек "The Realest", включавший неизданный куплет Notorious B.I.G, записанный еще до его контракта с Bad Boy, припев и куплет 50 Cent и музыку продюсера Red Spyda попал точно в яблочко. Реакция публики оказалось столь бурной, что программные директора радиостанций вынуждены были включить трек в плейлисты.

Русский путь

Как обычно, ситуация в России является зеркальным отражением того, что происходит за океаном. Микстейпы российских ди-джеев как правило представляют из себя пиратские диски, на которых замиксован американский материал. Промоушном местных рэпперов тут не пахнет – скорее промоушном ди-джея и попыткой что-то заработать.

Прошедший год принес некоторые сдвиги – микстейп ди-джея Nik-One "Интеллигентный Хулиган" гораздо больше похож на американские аналоги - в первую очередь присутствием эксклюзивных фристайлов и скитов.

Еще один высококачественный продукт вышедший в 2004-ом – "Big Black Bootiq", собранный московской группой Big Black Boots. Этот диск полностью состоит из эксклюзивного материала – оригинальная музыка от DJ Дим и тексты полутора десятка российских рэп-коллективов: от неизвестных новичков до заслуженных звезд.

Что же касается истории… Первый из памятных мне примеров – запись Кастой своего альбома "Трехмерные рифмы". В 1999-ом году это был стопроцентный бутлег – участники тогда еще мало кому известной рэп-команды из Ростова своими силами напечатали тираж кассет, что-то разнесли по точкам, что-то раздали на кассетах, в процесс включились региональные пираты и вскоре группу знали поклонники рэпа всего Юга России.