В голове моей шумелки, йо!

Рэпер Noize MC поймал мысли между «че ты?» и плевком

Рэпер Noize MC — лучшее доказательство того, что рефлексия и смелость сочетаются в мужчине, если на нем широкие штаны хип-хопера и бейсболка набекрень. Альбомом Ивана Алексеева — так зовут рэпера Noiz’a MC в миру — Greatest Hits, Volume 1, заслушиваются, давясь смехом, интеллигенты в очках и завидующие конкуренты. Выпускник факультета «Прикладной информатики в экономике» РГГУ Иван Алексеев «никогда и ни за что!» не будет работать по специальности, потому что одну музыку считает делом всей своей жизни. А сколько подростков по призыву Noiz’а перестали смотреть телевизор, еще предстоит подсчитать. Есть, есть польза от молодежной культуры, когда ее делает 23-летний умник.

— Бывает, что бэтлы, хип-хоперские соревнования в читках, выливаются в жесткие политические дискуссии?

— Бэтлы, к сожалению, на 90 процентов состоят из обмена любезностями в духе «ты гондон и ты гондон, а я виконт де Бражелон», никакими политическими дискуссиями там и не пахнет. В табло вот могут двинуть за остросоциальные рифмы про чью-то маму или чересчур смелые предположения по поводу сексуальной ориентации оппонента — на этом вся политика заканчивается. Вообще рэперы любят покудахтать, повыяснять отношения, в войнушку поиграть. Это крайне забавно, если к данному явлению с юмором относиться, но подавляющее большинство МС — это такие серьезные ребята, что некоторым официальным лицам есть чему поучиться.

— Слова в песне — это шум, инструмент в создании ритма или все-таки смысл?

— Второе и третье. Шум — это когда на педаль гитарной примочки нажимаешь и подносишь ее к динамику комбика вплотную, повалив по пути микрофонную стойку. У слов другая функция. Что бы там на эту тему ни думали господа металлкорщики.

— Социальная острота текста важна для тебя в читке? Политические партии пытаются ангажировать — песня «Наше движение» провоцирует — или всяко проклинают?

— Безусловно, важна. Когда я попадаю в какие-то негативные ситуации, это провоцирует меня на то, чтобы сформулировать некий универсальный ответ — так рождается песня. Политические партии пытались ангажировать, но в итоге где сели, там и слезли.

— «Музыка обманутого поколения», «то, чем взрывают мир», — писали о Prodigy, когда-то повлиявших на тебя. Не первое поколение называет себя обманутым, потерянным — это и правда, и попытка оправдать несделанное. У тебя есть амбиция пасти народы?

— Ну да, мне кажется, нам есть что обсудить с этими ребятами. Я в принципе неплохо отношусь к туповатому скейт-панку, но сам стремлюсь в песнях говорить о вещах, по-настоящему волнующих меня и моих ровесников.

— После получения премии «Степной волк» Артемия Троицкого тебя лучше стала знать богемная Москва. Не воротят нос от умного человека, поющего: «Назови меня попсой, не обижусь даже» Всем понятна глубина смысловой нагрузки?

— Награда носила шуточный характер и выдана была телеканалом А1 за «Костюм года» в клипе на «Песню Для Радио». Представляла она собой классический костюм-тройку. А что касается Троицкого, то он нашим выступлением очень проникся и пригласил на вечеринку «Степного волка», где по совместительству происходило празднование его дня рождения. Было круто: у нас совсем не было гастролей, все на мели, на метро опоздали, а тут — халявный гастрономический рай, какое-то запредельно крутое бухло и банально тепло, крыша над головой (был сумасшедший дождь). Наш клавишник Максим изрек тогда монументальную фразу: «Какая классная, вкусная и здоровая пища! Она совсем не похожа на те генно-модифицированные полуфабрикаты, которые лежат и ждут в магазине, когда у меня появятся деньги».
А что до глубины смысловой нагрузки, то, к сожалению, вынужден констатировать: ирония в песнях понятна далеко не всем. Определенно, моя музыка не нравится умникам и гопникам: первым мой юмор кажется недостаточно утонченным, а вторые просто в него не въезжают. Интеллигенция в целом, по моим наблюдениям, нашей группе симпатизирует.

— Как ты, Ваня, лучший фристайлер страны, сочиняешь на ходу так метко и лихо свои шумелки?

— Самые лучшие фристайлы получаются всегда спонтанно: просто текст прет откуда-то сам собой, как потоковое видео. Но так бывает не всегда, поэтому запас активных рифм нужно непрерывно пополнять и как можно чаще практиковаться в импровизации — держать себя в форме. Статус «лучший фристайлер» является определенным бременем — все так и норовят проверить, правда ли, что я не сочиняю все заранее.

— Созвучность виннипуховских шумелок с твоим хип-хоповым именем Noize выглядит неслучайной. Откуда имечко?

— С 15 лет я вел дискотеки в школьном актовом зале для 5—6-х классов с двух кассетных магнитофонов через микшер. Аппаратура была совковая, убитая наглухо: фонящие микрофоны, половина фейдеров на пульте не работала. Отсюда постоянные шумы и «шумный» псевдоним.

— Люди, которые делали тебе сайт, — друзья (они же делали сайты для ВТБ, Юдашкина, Макдоналдс)?

— Это мой приятель Влад Трошин, мы познакомились еще в общаге, жили какое-то время на одном этаже. Пару лет назад он предложил на халяву сделать нам суперкрутой сайт. Наконец-то все работает! Результатом я очень доволен.

— Насколько эффективна пропаганда песней «Из окна» разлуки с телевизором? Есть статистика?

— Судя по реакции публики на концертах, пропаганда более чем эффективная. Вот домонтируют клип, вместе заценим количество просмотров на YouTube и комменты почитаем.

— Шнитке говорил, что музыка — это мысль о мире, отношение к миру, выраженное в звуковой форме. А для тебя что сильнее, важнее, волшебнее — музыка или…?

— Музыка — это, на мой взгляд, не мысль о мире, она является миром сама по себе. Поэзия к реальному миру имеет куда большее отношение, она вот как раз является мыслью о нем, проекцией реальности на сознание автора стихов. А музыка — это скорее такая суперэмоция, причудливо зафотошопленная фотография состояния души.

— Вы много лет снимали жилье на Арбате. После Арбата Окуджавы никто не может его заново определить. Какой Арбат для тебя, какое у него лицо?

— Окуджава запечатлел Арбат таким, каким он был полвека назад. С трудом представляю себе в 60-е годы на Арбате фристайл с припевом «На районе три недели нету плана». Сегодня на Арбате куда больше уличных перформансов самого разного толка: от факиров и юмористов до брейкеров и полновесных рок-банд. Территория поделена между старожилами, владельцами палаток с матрешками. Чуть что — норовят вызвать милицию, но, обладая уверенностью в себе и готовностью направить часть собственных доходов на достижение консенсуса, все можно разрулить.

— По легенде, мешковатые балахоны и штаны хип-хоперов произошли от униформы американских заключенных — можно одеть любого. В этом смысле хип-хоп эстетически близок русской почве, где нишу правдорубов оккупировал тюремный шансон, но ведь можно как-то его подвинуть?

— Бандитские девяностые позади. Но популярность блатной эстетики в нашей стране будет агонизировать еще долго. Это в Москве кажется, что кругом хай-тек, хай-фай и вай-фай, а на гастролях в регионах песня «Я не живу по понятиям и по фене не ботаю» — один из главных концертных хитов. Неформальная молодежь до сих пор получает по лицу от интеллектуалов в спортивных костюмах. От «пацанчиков на хип-хопе» тошнит посильней, чем от ортодоксальных, тех, что на блатнячке. Подвинуть их можно, но наивно надеяться, что идиотов в процентном соотношении вдруг станет резко меньше. Не одно, так другое.

— Песню «На работе», оправдывающую бездельников и безработных, часто просят сейчас сыграть?

— Это мой ответ всем тем проницательным и дальновидным умникам, которые всю дорогу снисходительно глумились надо мной и делом всей моей жизни. Мне всегда было непонятно, с высоты чего они это делают, и, кажется, настало время посмеяться последним. Никто ведь на самом деле не хочет заниматься чем бы то ни было, не получая удовольствия от самого процесса, но при этом подавляющее большинство строит свою жизнь именно так, при этом всячески пытаясь доказать себе и окружающим, что по-другому и быть не может. Может-может, неудачники.

***

Предъявление сильной и внятной позиции, выраженной очень простыми словами — а стилистика Ивана намеренно «одноклеточная», понятная школьникам, интересная интеллектуалам, — сегодня актуальный вокально-социальный жест. Тупая работа в офисе, жадная милиция, наркотики, телевизионный морок — Иван Алексеев подслушал язык улицы, разговоры у подъезда под «Золотую бочку» и этот стилек огранил до стиля, вызернил мысль, болтавшуюся между «че ты?» и плевком. Noize MC выглядит как человек из толпы, а рефлексирует, как интеллигент. И вот думай — то ли это человек из толпы такой умный, когда выходит к микрофону, или интеллигенция так незаметна в толпе.

Екатерина Васенина