http://www.rap.ru/_Uploaded/Image/reading/2011-04-15/1302859597_1298839458_1.jpg

"Альбом "Отличай людей" на втором месте в хип-хоп чарте русской версии журнала Billboard среди российских и зарубежных рэперков" — отчитался на днях Slim в своем твитере.

Так вышло, что и вопросы, которые мы ему задавали несколько недель назад, были связаны как с упомянутым выше альбомом, так и с финансовыми аспектами русского рэпа. Впрочем, начало разговора получилось более прозаичным.

Нашел машину?

Мне в правоохранительных органах посоветовали о ней забыть. Я из центра переехал, как и остальные участники группы. А нет, Птаха до сих пор держится. Словом, район спальный, и мне сказали, что скорее всего машину уже разобрали на соседней овощной базе. Выплатили страховку.

А айпод с альбомом?

Ушел куда-то. Не страшно — тот, кто его нашел, скорее всего, не понял, что он нашел. Там такой контингент обитает.

Расскажи, что вообще с ЦАО сейчас происходит?

Если ты о студии, то сейчас решаем проблемы с помещением в очередной раз. Видимо, арендатор не имел права сдавать в субаренду. Ну нам не привыкать. А если о ЦАО, как о неком творческое объединении, то оно существует и по сей день. Раньше я вплотную занимался релизами от ЦАО, сейчас это делаю редко. Только если что-то уж очень понравилось. Вообще, творчество не всех исполнителей, относящих себя к ЦАО мне близко. Хотя я со всеми хорошо общаюсь, так как рэп и человеческое общение для меня разные вещи. У Птахи вот была идея разделить исполнителей, сделать ядро и всё остальное, что вокруг него. Ну как Wu-Tang и Wu Fam. А то люди уже путаться начинают. Может так и поступим, пока не знаю. Сейчас сосредоточились полностью на альбоме с Легендами Про.

Вы больше не относитесь к лейблу "Монолит"?

Нет, у нас нет ни продюсеров (да и не было, по сути), ни контракта. Мой альбом вышел на фирме грамзаписи "Никитин", из-за чего многие стали спрашивать: "Что, Rap.ru выпускает твой альбом?" С "Монолитом" остались хорошие отношения, мы не разругались, как это обычно происходит. Расстались на взаимовыгодных условиях. Теперь мы сами по себе.

Это вас больше устраивает?

Я уже в этом смысла не вижу. Я знаю, сейчас есть лейблы — на самом деле их не так много — которые говорят: "Давай мы будем тобой заниматься, ты нам будешь платить процент в размере примерно половины своих концертных гонораров". А смысл? Если ты состоявшаяся творческая единица, то студию ты себе и так найдешь, да это и недорого стоит. Снять клип на фотик? Если ты востребован, тебе его снимут и смонтируют не хуже. Если у тебя есть финансовый ресурс, то можно вообще разгуляться в плане видео.

"Я не вижу, что такого артисту сегодня может дать продюсер, чтобы за это стоило отдавать 50% гонорара. А даже и 30"

Отнести на MTV клип? Это можно и самому сделать. И так же тебе дадут ответ либо "да", либо "нет". Ну в некоторых случаях, конечно продюсер или лейбл может повлиять о решении по ротации клипа, но не так сильно. Или вот: "Мы будем продавать ваш мобильный контент". Так не проще самому заключить договор с оператором или через дистрибьюцию? В общем, отжимание денег получается какое-то. Другое дело, когда с нуля собирают группу и полностью её продюсируют, но это больше в поп-музыке. Да и заманить, как правило, пытаются уже состоявшихся читак, так как с них можно сразу получать.

Ты когда то читал "в русском рэпе нету денег". Сейчас появились?

Не очень большие конечно, если сравнивать с крупным бизнесом или с тем сколько зарабатывают на эстраде. Но жить можно и нормально жить. Кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. Но я не вижу возможности, например, совмещать творчество и какой-то бизнес. Чтобы заниматься бизнесом, нужно заниматься бизнесом. У меня просто рэп очень много отнимает времени. Особенно какие-то сопутствующие дела: съездить туда, дать интервью, приехать туда, проконтролировать сведение-мастеринг...

Целый день сидишь за компом?

Могу проработать целый день за компьютером, делать биты, потом писать текст. Для этого мне не нужна именно студия, я даже как-то не могу на студии писать текст. Студия необходима только для записи куплетов. Были мысли дома оборудовать маленькую акустическую, но потом я отказался от этой идеи. Это удобно, но квартиру превращать в работу не хочется — дома иногда хочется от этого всего отдыхать.

А так, где я только не записывался. Приезжал писаться на квартиру, где матрас висит в качестве звукоизоляции. В переоборудованной кладовке, в ванной. Меня раньше смущало, если посторонние присутствуют. Сейчас все равно даже на посторонних — пришел, записал, ушел.

Тексты пишу в основном дома или в самолете. Написание текстов отнимает гораздо больше времени. Очень завидую рэперам, которые фигачат за полчаса по хорошему тексту. Кто? Джино как-то на студии ЦАО за полчаса придумал текст. Я так не могу, я могу два четверостишья рожать две недели. Ну, не две недели, это я так сказал... Конечно, иногда бывает, что напишешь текст довольно быстро.

Есть вопросы про отношение родителей к рэпу. Я правильно понимаю, что оно было предельно неодобрительным?

Ну, мама, да. Но сейчас нормально относится. Она видит, что я этим живу, и это не просто хобби. Она поняла, что если за столько лет я не бросил, то видимо уже и не брошу — и отстала. А я уже не пойду в офис работать. Будет глупо выглядеть — лицо стало узнаваемое. В этом смысле дорога к отступлению закрыта.

Как бы ты охарактеризовал свою музыку?

В первую очередь это сэмплерная музыка. Я могу что-то наиграть сверху, но в основе все равно сэмплы, потому что это всегда придает звучанию что-то особенное. Хотя вообще-то мне надоело делать 98-й год и на альбоме с Константой “Азимут” можно будет услышать новое звучание.

А свой рэп?

Сейчас мне не нравятся некоторые мои куплеты на альбомах группы Centr. У меня нет рецептов, но когда ты делаешь что-то много, ты начинаешь развиваться. Появляются какие-то новые мысли, обороты. То, о чём ты не задумывался раньше. Я не знаю откуда это берется. Появляется своя манера и какие-то фишки. Я не знаю свободно английский, но стал вслушиваться больше в текста американских реперов. У некоторых конечно там совсем все банально, но несколько раз мне попадались оригинальные обороты и предложения, которые использовались потом у кое-кого из наших рэперков в их хитах. Прямо один в один практически.

Кого из русских рэперов считаешь самым талантливым?

Одного исполинтеля выделить я не могу. Многие куда-то дели свой талант, зарыли в землю что ли, не знаю. В смысле, раньше круто делали, а сейчас... Ну, я считаю, что у Лигалайза были действительно талантливые работы. Смоки Мо считаю талантливым человеком. Loc-Dog талантливый. У Гуфа — "Город дорог", талантливый альбом. Баста, вот и поёт, и играет, и чего только не делает, это тоже талант. И надо уметь так себя преподать. Да много кто. Тот же Джино талантлив, Туман. Всех, в общем, не назову сейчас . Но повторюсь, многие свой талант куда-то подевали. Может, берегут до лучших времен.

Дашь совет молодым рэперам, что самое опасное?

Слава. Ну, сносит голову. Станешь популярным, все станут за тобой бегать. Выступаешь на каком-то мероприятии, где много групп — видишь, что на тебя реагируют больше. Начинают часто льстить, не просто респектовать за творчество, а именно лизать зад. Ну и начинаешь думать, что ты тут король. К этому не надо привыкать. Что делать будет человек, когда это вдруг кончится? Конечно, когда ты популярен, всем уделить внимание просто нереально, но надо оставаться человеком и помнить, кто ты на самом деле и откуда пришел. А есть еще опасность не оказаться востребованным. Но это уже другая история.

Почему-то много вопросов было о Дымовой Завесе.

Сам не понимаю. Была такая группа. Для меня она много значит, но какой-то очень широкой популярности не было. Но тогда и время было другое. Хотя альбом «Этажи» неплохо продался. Но сейчас на Rap.ru половина вопросов про Дымовую Завесу, в интернете частенько об этом спрашивают. Я не понимаю природы этого явления. Люди, вы что, только проснулись?

Не знаю, я слушаю старый альбом Дымовой Завесы — это шляпа. Не то что шляпа, может тогда это был и далеко не самый плохой материал, просто не на кого было ориентироваться, никто не мог подсказать, а нам было по 20 лет, и в голове толком ничего. Я это слушать не могу, хотя последний наш альбом "Этажи" мне до сих пор нравится.

Касательно "будет продолжение или не будет" — скорее нет, потому что физически нет времени. Мы делаем Легенды про Centr, надо сольные треки, надо еще с кем-то фиты, много фитов интересных предлагают. Еще "Азимут" на подходе. Нет, я не против, мы с Лексусом об этом разговаривали. Единственное, сможет ли он с того времени перестроиться?

Действительно, радикально все в рэпе поменялось.

Есть такие люди, которые не смогли измениться. Нет, может им нравится делать так, "как мы делали в 98-ом". Если это просто для самого себя — ну, делай. А если хочешь, чтобы тебя понимал еще кто-то, надо принимать во внимание, что время изменилось. Не то чтобы гнаться за модой.

"Но это с какой-то стороны даже спорт. Перестаешь тренироваться — все, выбыл. Конкуренция очень серьезная."

Как сейчас продаются альбомы на примере альбома "Отличай людей"?

Я пока отчеты не получил, но я знаю, что мой альбом на Nokia Avistore был на третьем месте. На втором — Баста/Гуф. Это цифровые. На Lenta.ru, но это уже носители, на втором месте после Стаса Михайлова и перед Еленой Ваенгой. Можно верить, мне кажется — lenta.ru не аффилирована с компанией "Никитин". Конечно, от американской ситуации все отличается. Они, видимо, ребята ленивые, им доллар скинуть на покупку трека не жалко, это там копейки. В результате с одного трека люди миллионы поднимают. Выстрелил у чувака один трек "Beamer, Benz & Bentley" — и все, можно несколько лет вообще ничего не делать.

Какие ощущения остались от альбома?

Я, честно говоря, не ожидал такой бурной реакции. Не ожидал, что комментариев на rap.ru будет столько. Не факт, что там все положительные, но это показатель интереса. Мне нравится и "Холодно", но этот посильнее — по звучанию, подаче, по темам. "Холодно" тоже нравится, мрачняк такой.

Какие песни лучше всего пошли?

Очень нравятся всем "Дымовые замесы", пятиминутный трек чисто о моих темах, которые, я думал, вообще никому не интересны. У меня было просто желание написать, как была Дымовая Завеса, как это все происходило тогда в 90-х и начале 2000-х. В общем, было о чем рассказать. Например какой-то бурной реакции не вызвал "Имени Ленина" хотя мне очень нравится и с "Romance" так же. Больше всего разошелся "На облаках", ну это ожидаемо было. Многим нравится "Свадьба 2", мне она тоже нравится, мне кажется она лучше, чем первая. Больше как-то за живое цепляет. Очень хорошо пошел трек "Безопасный джоинт", из Орла теперь респектуют периодически. Тоже как-то думал проходным будет. Или вот "Шаги" — интересный, качественный клип, один из моих любимых. "Я не понимаю", пишут. Я понял, что ориентироваться без мазы. Просто не угадаешь, что им надо, что не надо. Я делаю, что мне в кайф, у меня есть свои приоритеты.

Расскажи, как появился куплет Молодого.

Еще на первом ЦАО на улице Лесной мы записывали с ним этот трек. Даже не помню для чего. Но он никуда не пошел и где-то валялся. И вот как-то уже после этих печальных событий я добрался до него, решил сделать другой минус, под который песня стала лучше звучать. Потом переписал свой куплет. Потом как-то встретил Димона Five P, как обычно зависали у него дома. Предложил: "Ну а что, давай сдеелаем FYPM в полном составе". Так что и Димон записал куплет, и потом Nik-One еще напилил. Сделали последний трек в таком составе. Жаль, что так получилось.

Человек задает вопрос, что клип "Соответственно" каждые два часа крутился на MTV, а твоих клипов там не было. И спрашивает, как ты к этому относишься.

Лучше пусть крутится "Соответственно", чем какая-то попса полусовковая или поп-рок Это ведь рэп. Какой — это уже каждый сам для себя решает. С одной стороны, я рад. С другой — как я отношусь к тому, что мой клип не крутят? Вообще мои сольные клипы были в ротации на Муз-ТВ и МTV, хотя и не в такой плотной. Да и, думаю, будут еще.

Но, во-первых, надо понимать, кто с кем дружит. То есть, не все зависит от того, какой у тебя клип. А во-вторых, клипы на ТВ не играют такую роль, как 5-6 лет назад. Сейчас иногда важнее количество просмотров на YouTube. А главный критерий для меня — нравится ли видео мне. Посмотрим, "Все будет" вроде на Муз-ТВ взяли. Может будут часто крутить, может не будут часто крутить. Не в этом сила, как говорится.

На что-то еще готовятся видео?

Клип "На облаках" будет снимать Павел Егоров, который снимал Дельфину "Серебро" и "Нас". И Васе Обломову рисовал "Магадан". У него очень нестандартное мышление, он интересное решение нашел. Это, с одной стороны, делается для ротации. Но если клип не возьмут, я со спокойной душой его отдам в интернет, и там, думаю, многие порадуются. А сделать шаблонный глянцевый клип, взять много света, пленку — и чего? Были, плавали. Вон, "Если буду" снят для ротации. Не знаю, может карма плохая. Но клип не пошел почти никуда вообще.

На "Шум" почти отсняли материал, там c живыми барабанами версия будет от Rapmakers. В ближайших планах "Имени Ленина" и "Безопасный джоинт", а там посмотрим. На днях будет готов клип на трек "В чем дело?", там Словетский, Смоки Мо, Nik-One и я. Лигалайз тоже принял участие в съемках. Неординарный сюжет очень, я там заправляю каким-то комбинатом, где над людьми опыты проводят, а Nik-One доктора играет, ну и там революция назревает, Смоки смуту наводит и хочет меня свергнуть, все ждем результата.

Последний вопрос касается твоего поста в твиттер, о том, что “когда куришь и грузишься, значит за тобой косяки”. А за тобой какие косяки?

Я, кстати, не совсем согласен с этим утверждением. Но если отвечать на вопрос — бывает про космос загон, что человек это ничто по сравнению со вселенной. Или почему на Луну слетали только один раз. А чаще что-то в духе: "Я этому сказал не то, тому нахамил, зачем я это сделал, зачем я то сделал. И вообще, я неправильно живу. Или что все, что я делаю, это вообще не то. Сейчас кто-то уже пишет коммент: "Да, чувак, пора тебе завязывать". Или бывает загоны про личную жизнь, что надо что-то менять срочно, или "зачем я что-то пытаюсь изменить, и так все очень хорошо". А потом сидишь и думаешь: "Вот я погнал".