МОНОРИФМА - редкая разновидность рифм по взаимному расположению в стихе; все строки рифмуются между собой - АААА. Наиболее часто употребляется в классической восточной поэзии. В русской поэзии стихи на одну рифму (монорим) встречаются редко; чаще всего на монорифмах строятся отдельные строфы. Ещё примеры...
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
(М.И. Цветаева)
Мы шли ломая бурелом,
Порою падая челом,
Но долго будет слышен гром
И гул, в котором мы живём.
(Д. Самойлов)
МУЖСКАЯ РИФМА - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень...
Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например: муха (ж.р.) - mouche , слон (м.р.) - elephant. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только мужские рифмы. См. также женская рифма
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
(В.А.Жуковский)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
(А.С. Пушкин)
МУЛЬТИРИФМА – центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Рок - звонок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, день – тень…
Согласная может быть удвоенной: грамм – там, антенна – сирена, тонна – икона, сын - финн…
Согласным звуком может быть звук «j» (йот): рой (роj), стая (стаjа), большие (большиjе), лай (лаj)…
Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении.
Универсальность мультирифм заключается в том, что в их образовании могут принимать участие различные части речи. Пример:
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.) = вполсилы (нареч.) ≈ мыля (дееприч.) ≈ или (союз).
В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами
в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам.
Примеры «немультирифм» (слов, в которых количество послеударных согласных больше одного):
арка, ветер, рубль, чистый, жалоба, полюс, читаем(j и м), мозг, облачно, петиция(ц и j)…